Как составить бизнес-план
Хорошо продуманный бизнес-план является предшественником успешного бизнеса. Поэтому прежде чем начать свое дело нужно понять, как составить бизнес-план правильно и что нужно учесть при составлении бизнес-плана.
Особенно это актуально в случае, когда вы нуждаетесь в инвесторе или кредите. Ваше дело должно заинтересовать спонсора, чтобы он вложил свои деньги в проект. Также при составлении бизнес-плана, вы сами начнете лучше понимать особенности затеваемого бизнеса и учтете различные тонкости.
Если у вас много денег и мало времени, можно заказать бизнес-план у специалистов. Однако далеко не у всех есть такие возможности, да и тонкости нового дела лучше изучать самому, поэтому попробуем разобраться, как составить бизнес-план самостоятельно.
Для начала поставьте себя на место потенциального инвестора и попробуйте представить, каким должен быть бизнес-план? Само собой, документ должен быть понятным, читабельным и логичным, иначе он никогда не заинтересует спонсора. Также бизнес-план должен быть очень подробным, чтобы при прочтении не возникали вопросы.
При составлении бизнес-плана не забудьте и про оглавление: инвестора, скорее всего, будут интересовать только отдельные разделы, да вы и сами лучше будете ориентироваться в документе. Кроме того, используйте в бизнес-плане таблицы, графики для представления различных статистических данных – они будут лучше восприниматься именно в таком формате.
Разделы бизнес-плана
Остановимся подробнее на том, как составить бизнес-план с нуля, и какие в нем должны присутствовать разделы, чтобы он был максимально подробным:
- Резюме должно быть достаточно кратким и занимать не более 2-3 страниц. В резюме бизнес-плана нужно уделить внимание сути бизнеса, которым вы хотите заняться, здесь не должно быть лишних подробностей, для этого есть другие разделы.
Ни в коем случае здесь не должен быть бессмысленный текст, все должно быть максимально четко и конкретно, ведь именно этот раздел будет прочтен инвестором. Здесь стоит указать, откуда вы собираетесь брать деньги, какую сумму и в какие сроки вы вернете кредит без особых подробностей. - Характеристики предприятия. В этом разделе стоит рассказать о вашей фирме: что за фирма, какая у нее организационно-правовая форма (например, ИП или ООО), кадровый состав фирмы, какой деятельностью занимается фирма, и ее положение на рынке товаров или услуг.
- Описание продукции или услуг. Данный раздел бизнес-плана посвящается подробному описанию вашей продукции или услуги, т.е. ее название и особенности, насколько высок уровень конкуренции и какие аспекты окажут влияние на формирование цены. Не забудьте и про контроль качества продукции и предоставляемых гарантиях на нее.
- Анализ рынка – раздел, предназначенный для размещения вашего маркетингового исследования. Вам нужно изучить рынок, выделить основных конкурентов и оценить их сильные и слабые стороны. Также стоит сравнить свою фирму и фирмы конкурентов, чем вы лучше них и каким способом вы собираетесь привлекать клиентов: рекламой, акциями, более выгодной для покупателя ценовой политикой и т.д.
- Производственный план – раздел бизнес-плана, в котором стоит подробно описать процесс производства, из каких этапов он состоит, какие ресурсы необходимы для производства продукции (сырье, техника) и какой требуется персонал.
- План сбыта продукции описывает то, как вы будете реализовывать продукцию, описание категории людей, являющихся потенциальными клиентами, и изменение уровня цены в зависимости от уровня спроса на продукцию.
- Бюджет или финансовая часть бизнес-плана предназначена для подсчета ваших доходов и расходов с учетом всех налогов. Здесь же нужно учитывать выплату кредита, если вы его брали в банке, и прочие моменты, в состав которых входят сроки окупаемости проекта.
- Чувствительность проекта или по-другому анализ рисков. Этот раздел бизнес-плана показывает устойчивость проекта к внутренним и внешним воздействиям: к инфляции, изменению объемов сбыта и т.д.
- Приложения могут присутствовать в бизнес-плане, если у вас есть таблицы или графики большого объема, их удобнее разместить именно здесь, а из того места, где они должны быть размещены, нужно просто поставить ссылку.
После того, как вы распишете все разделы бизнес-плана, не забудьте перечитать его полностью с начала, чтобы проверить его логику и избавиться от всех неточностей. Теперь вы знаете, как составить бизнес-план вашей фирмы. Желаем удачи во всех ваших начинаниях!
КАК СОСТАВИТЬ БИЗНЕС-ПЛАН, основные разделы бизнес-плана
- Как не покупать лишнего в супермаркете Походы в магазин за продуктами – занятие обыденное для всех людей без исключения. Вот только кто-то ходит в супермаркет с умом, а кто-то безудержно скупает все на...
- Как выбрать личи В крупных магазинах все чаще можно встретить небольшие красные или розовые плоды, больше похожие на экзотические орехи или шишки. За счет своего непривычного...
- Как выбрать тюбинг Тюбинг — сравнительно молодой, но уже довольно популярный вид зимних развлечений для наших соотечественников. Поэтому лишь очень немногие современники могут...
- Как правильно выбрать ткань для штор Создание особой ауры в комнате – это задание оконного декора. Кроме этого, у штор есть и практическое предназначение. Они защищают помещение от излишних солнечных...
- Как легко выбрать детский защитный шлем — 5 важных параметров Голова ребенка весит около четверти массы тела и при неразвитой мускулатуре малыша первого года жизни очень перевешивает. Из-за этого при падении малыша голова...
- Как снять квартиру Аренда жилья давно перестала быть экзотикой — сегодня доля этого сегмента рынка составляет значительную часть от общего числа сделок, совершаемых с объектами...